ПОЧЕМУ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО В США НЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЛОББИЗМА

Печать

Автор: Тыщенко И. Категория: ЗАКОН О ЛОББИЗМЕ

1. индустрия на грани фола?

То, что в США лоббизм легален, то, что он оснащен огромными нормативными ресурсами, ни для кого не секрет. Но не секрет и то, что всё оснащение, весь аппарат предупреждения злоупотреблений не может победить коррупции, в которую иногда соскальзывает легальный лоббизм.

Цепь скандалов и разоблачений тоже известны. При этом, не останавливаясь, работает целая индустрия лоббизма.

Почему, несмотря на сложности, злоупотребления и недоработки закона о лоббизме, в Штатах не спешат его запретить? Ведь вроде бы простой ход: не получается – значит и не получится, а значит и тупик, а значит надо запретить. 

Попробуем подумать вслед за законодателями Штатов.

 

2. инициатива

Где исторический козырь США и их экономических побед? Если сказать просто – это частная и групповая инициатива. Если совсем коротко, то просто инициатива. Это значит, что вся культура Штатов «заточена» на проявление инициативы. Именно её оберегают и лелеют. Именно она становится условием конкурентности и успеха страны. С этим можно спорить, но пока это так: пионерское сознание, когда человек в одной паре брюк миновал Атлантику и в телеге с топором на свой страх и риск шёл покорять дикий запад, в крови основателей Штатов.  

Но инициатива инициативе рознь. Что такое инициатива для Штатов? Это не просто, как у нас, сказать «а» - это сказать и «б», то есть получить результат, довести дело до ума. А вот здесь процесс реализации связан с властью. 

Инициатор не всегда дружит с законами, поэтому что он его не знает и не понимает (и не потому что злой умысел, а потому что работа у него другая), поэтому как раз и появляется лоббист, который знает коридоры и законы. Причем не всегда освещённые и чистые. И вот наступает момент истины: сделать ставку на инициативу или отвратить от опасности инициаторов и заколотить эти кулуары и коридоры?  

Ясно, что, заколотив кулуары, обезопасив себя от риска коррупции, государство теряет инициаторов. Вот и выбор: рисковать и получить конкурентных инициаторов или не рисковать и стагнировать. Штаты выбирают риски. И это очень важно для понимания основ конкурентности Штатов. Ведь невероятный, стремительный, прыжок в сланцевую нефть и газ, несмотря на то, что последовали массовые неудачи и разорения, стало возможно только благодаря  массовой инициативе и готовности к рывкам и преобразованиям. А ведь мы считали, что Штаты просто «привинчены» к саудовской нефти. Оказалось, нет. И вот - рывок.  

 

3. готовность на изменения

Инициатор как класс делает возможным главное – стремительно менять, меняться и вводить в жизнь новые решения. Мобильность сегодня – залог успеха. У нас же многие аналитики считают, что Штаты «сидят» на печатном станке, поэтому успешны. Это вредное заблуждение. Мы просто не знаем механизма обеспечения доллара. А он есть. Один из них называется инициатива и лоббизм. Многие просто забывают, что денежная масса обеспечивается не наличным товаром, а будущим. Мир живет не наличным товарным движением (в этот момент времени он уже устаревает), а потенциальным, будущим, грубо говоря, фьючерсами. Так вот тот, кто сумеет вырваться вперед во фьючерсной гонке – тот и контролирует финансовый оборот. Иначе говоря, кто сумеет стремительно преобразоваться, введя новое, тот и будет контролировать мировые финансы. А значит лоббисты играют огромную роль в продвижении именно финансовой силы Штатов. Причем речь идёт не о частном прорыве, а фронтальном – то есть по всем направлениям. А это уникально: ни одна страна в мире не готова к изменениям по всем фронтам одновременно. А Штаты готовы. Последний пример – избрание Трампа: мир ломает голову, что с этим новшеством делать, а Штаты уже идут вперёд тараном, принимая от лоббистов всё новые и новые и новые заготовки, которые ставят мир в тупик: а что Штаты задумали? Вот и главное: что бы Штаты ни задумали – вы уже опоздали, потому что вы только дешифруете их замысел, – а они уже инициировали букет новых решений, и вы уже проиграли в конкурентном шаге. В принципе. Пример: если во власть придёт мормон Митт Ромни, у которого, кстати, лоббизм в крови, ваши действия? Вы будете по его просьбе создавать мормонскую секту у себя или как, а еще лучше маленький Солт-лейк-сити где-нибудь в Саянах? Нет решения. Вот и проигрыш. А если он будет госсекретарём, то есть самым подвижным лоббистом в мире, то как будем успевать?

Инициатива это всегда безошибочный вариант победы, как в бою: только тот, кто наступает, побеждает: в мире не было еще ни одного победителя, который отсиделся бы в окопах. 

 

4. риски оправданы

Инициатива не всегда будет до конца осмыслена и продуктивна. Но это тот риск, который многократно оправдан. И если на 100 лоббистских решений будет 15 незаконных и сомнительных, то Штаты делают вывод: продуктивность лоббизма перекрывает риски и неприятные последствия от действий неумех.

И они всегда имеют в таком случае суммарную энергию наступления. Отсюда и конкурентный потенциал.