ОБРАТИТЬСЯ К ПРОШЛОМУ, ЧТОБЫ ВОССТАНОВИТЬ ЦЕЛЬНОСТЬ В НАСТОЯЩЕМ.

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: УРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ

Индустриализация Урала и Кузбасса в живописи.
1930-е годы стали для нашей страны эпохой индустриализации. Временем мощнейшего промышленного рывка. Временем, когда сформировались новые промышленные регионы. И индустриализация коснулась не только экономики. Новая промышленность, новая реальность нашла свое отражение в художественных образах. И эти образы помогают нам, живущим уже в следующем веке заглянуть в те годы, посмотреть на тот мир, глазами тех людей.
Выставку «Урало-Кузбасс» в живописи трудно назвать новой. Свою историю она отсчитывает с 1936-го года, когда она в первые открылась в клубе ЧТЗ и собрала более 100 авторов более 400 произведений. На живописных полотнах отразились строительство и работа уральских заводов: Челябинского тракторного, Станкомаша, Магнитогорского металлургического комбината, Саткинского «Магнезита» и других. Судьба коллекции сложилась не просто. В годы Войны полотна хранились в малоприспособленных помещениях. В послевоенное время востребованными оказалась незначительная часть произведений. Сейчас коллекция насчитывает 47 полотен, 18 авторов, среди них Модоров, Рянгин, Яковлев, Соколов-Сакаль и многие другие. В период подготовки выставки была проделана большая реставрационная работа, благодаря которой множество работ стали вновь доступны зрителям.
 
С вопросом о значении выставки в современных условиях мы обратились к Козловой Наталье Александровне, старшему научному сотруднику Челябинского государственного музея изобразительных искусств.
- Наталья Александровна. Зачем организовывалась выставка Урало-Кузбасс в живописи в 30-е годы - понятно. Агитационный потенциал живописи известен и руководство страны не могло не использовать его в те годы. Как по вашему, зачем это делается сейчас?
- Я тоже задавалась этим вопросом. Во-первых, здесь есть два момента. Сегодняшняя ситуация, когда разрушены какие-то основные нормы – может быть, культурные, может быть этические, общество испытывает дискомфорт, дисбаланс. И чтобы восстановить баланс, восстановить культуру традиционного общества, в котором мы живем, необходим этот заброс в прошлое, для того, чтобы то, что было забыто или существовало в каком-то другом бытии, стало «со-бытием», - как пишут философы, и обращение к этому прошлому помогло восстановить образовавшиеся дыры, лакуны, восстановить цельность традиционного общества. Это один момент. Другой дело, что мы сейчас, на мой взгляд, из традиционного общества сейчас выбываем. Мне кажется, что неслучайно, в этот кризис, в котором мы пребываем, в 2000-е, возникает серия выставок, направленных в прошлое, в 1930-е годы. По стране просто целая плеяда. В прошлом году «Гиганты Урала» в Екатеринбурге, в этом году у нас «Урало-Кузбасс». Я думаю, в этом есть сермяжная правда. Это необходимый процесс к ней обратиться. А во-вторых, что для меня стало важным, когда я начала работать с этой выставкой, - я не знала, как это назвать, - совершить музейный ритуал. Что такое музейный ритуал? Нужно совершить с предметами необходимые действия. Нужно чтобы они имели авторство, датировки, были описаны и заняли свое место и в музейной коллекции и в картине мира. А ведь эти вещи неоднократно хотели списать в 60-е. Благо, что это надо было делать через министерство культуры и процедура списания не позволила это сделать. Сохранить музейную цельность была одной из главных задач вот этой выставки. 25% пришлось либо уточнять авторство, либо проводить очень большую работу, чтобы точно знать кто автор. И подтвержденная художественная ценность, возвращение этой ценности людям – другой результат этих работ.
 
Во время работы выставки, 24-25 мая в музее проходила конференция «Отраженная реальность: эпоха индустриализации в художественных образах и историко-документальных свидетельствах.» В которой Уральское отделение Изборского Клуба было представлено докладом «Челябинск индустриальный в графике Н.И. Черкасова на базе картин из коллекции Н.И. Перевозчикова». Доклад вызвал искренний интерес слушателей, поскольку был сделан акцент на технической сути, изображенного на картинах, что в художественных кругах встречается не часто.

 

 
 
Книгу автора "Антиголливуд как антимайдан" можно приобрести здесь: http://boldirew1970.kassa.bizon365.ru/buy/antigollivud-kak-antimaidan/