ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОГИКА ЗЕРНА

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: УРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ

Сейчас такую картину представить уже трудно. Натура ушла. Люди другие, транспортеры другие, механизмы циклопические. Но совсем недавно было так, как изобразил уральский график Фехнер в послевоенной вещи.   
Фехнер всегда искал темы титанического труда, образы, которые могли бы войти в анналы истории. Тем интереснее, что он перенёс титанизм металлургических заводов с железной поступью производственной логики на сельскую тему. Причина в том, что он увидел такую же железную логику в борьбе за хлеб, за зерно. 
Глубоко-синий цвет ночи. Фонари бросают свет. Работа идёт ночью. А значит и без выходных, без отдыхов, пляжей и удовольствий. Всё будет, если будет зерно. А сейчас его нужно взять, он ждать не будет, один день – год кормит, - такая железная логика зерна – не успел вслед за зерном – опоздал. Поэтому тональность вещи не праздничная, свинцово-синяя, суровая. Но видна слаженность работы: снопы на обмолот, получение зерна, в две руки на весы – и в закрома. Железная логика зерна. Нарушить нельзя, паузы нет – зерно диктует.   
Диктатура зерна не только в выборе ночи для изображения обмолота зерна, но и композиционно: весь фон вещи – стена необмолоченного зерна, что сразу даёт представление, что конвейер не остановится ещё долго. Более того, его остановить нельзя. Даже ночью. Молодой современный человек просто покачал бы головой и струсил бы стразу перед такой горой работы. Здесь возникает ощущение спокойного сельского титанизма: несмотря на огромность, срочность решения задачи, видно, что все работают ритмично, в лад, - иначе нельзя, суета здесь непозволительна. Да, так работали наши деды – степенно, но мощно.
Мне всегда ложились на сердце такие картины, где история дышит динамикой и жестким мемориальным импульсом – невозможно не увидеть своих родных в этой картине – ведь все прошли этот путь титанов. Не увидев этого. А мы можем увидеть. Это точно.
При этом важно отметить, что Фехнер не подпускает либеральные шпильки, - обходится без намеков о рабском труде – главным принудителем человека здесь выступает … само зерно, оно – заставляет, принуждает, диктует. Преданность зерну разве может быть рабской? Обратим внимание, спорая работа не сгибает спин – у всех спины разогнуты, кроме весовщика, но тот просто склонился над весами. Даже тот, кто контролирует кнопку ленты транспортёра в позе полной готовности, никакого согбения и тщедушия. В центральной группе вообще выделена фигура, поднимающая сноп над головой, как торжественный флаг поднимает – чуется бодрость и энергия, как будто это не двухсотый сноп, а первый. Дух поднимает – работали же наши предки по-настоящему, коллективно, мощно, свершая то, что сегодняшним не под силу. А стилистика графического изображения дает возможность эту чёткость и мощь прочувствовать в прямых чётких линиях, иногда без обертонов и деталей. 
Не все в истории учит, но может напомнить. Когда молодые люди плачутся и говорят о трудностях, их нужно подводить к таким картинам, чтобы их печали на фоне мощной работы предков выглядели смешно.
 
Я бы многие работы Фехнера перевел в плакаты, которые если не поднимают дух, то позволяют дать критерий оценки труда. Это иногда полезно делать, чтобы человек не расслаблялся.