Реформирование агроэкономической науки: новые структуры и приоритеты

Печать

Автор: А.Н. Семин Категория: Сёмин Александр Николаевич

В своем выступлении я хотел бы остановиться на трех проблемах: о нашумевших недавних выборах вРАН,  реформировании агроэкономической науки,  приоритетных направлениях исследований агропродовольственной  сферы экономики.
Известно, что любые выборы, и не только вРАН, без сомнения, у кого-то из социума вызывают досаду, неприятие, и даже возмущение и злобу, а у кого-то нескрываемую радость и удовлетворение. Никогда все стороны избирательного процесса не будут удовлетворены.  И вместе с тем, чтобы достичь хоть какой-либо социальной справедливости необходимо руководствоваться определенными критериями, характеризующими претендентов. 
Предлагается при предварительном рассмотрении документов претендентов в члены РАН (на экспертной комиссии секции), установить более жесткие критерии отбора и учитывать: помимо докторской степени, наличие ученого звания профессор (свидетельствует о создании научной школы); наличие подготовленных кандидатов экономических наук и докторов наук – для членов-корреспондентов должно быть: не менее 10 защитившихся (8 – кандидатов наук;2 – доктора наук); для претендентов в  действительные члены РАН: не менее 15 защитившихся (10– кандидатов наук; 5 – докторов экономических наук). Важным критерием оценки  должна стать и публикационная активность: наличие монографий, учебных пособий и учебников, опубликованных в центральных издательствах и издательствах ведущих университетов; наличие научных статей по приоритетным направлениям агроэкономической науки (в журналах из перечня ВАК РФ, в базах данных AgrisScopusWebofscience). Индекс Хирша для претендентов в члены-корреспонденты – не менее 15; в действительные члены – не менее 20. 
Предложенные критерии носят дискуссионный характер и должны, безусловно, уточняться и конкретизироваться экспертами отделения и секции.
В настоящее время серьезное беспокойство вызывает и тот факт, что в аграрных вузах продолжается процесс ликвидации не только отдельных направлений подготовки (экономика, менеджмент, управление персоналом), но и целых экономических факультетов и институтов. Рособрнадзор и Министерство образования и науки РФ, считая экономические специальности в аграрных вузах непрофильными, стараются лишить данные направления  подготовки государственной аккредитации.
Только за период с июня 2016 г. по январь 2017 г. были лишены государственной аккредитации по направлению 38.00.00 Экономика и управление (бакалавриат, специалитет, магистратура) 10 аграрных вузов России.
Практический опыт свидетельствует о том, что выпускники классических университетов, как правило, не пополняют число молодых специалистов в сельских территориях. Даже если такой специалист и прибудет в сельскохозяйственную организацию, то ему для адаптации и получения необходимых специфических знаний и навыков потребуется как минимум два года.
Следует еще раз обратить внимание аграрно-экономического научного сообщества на тот факт, что если не остановить процессы сворачивания различных форм подготовки экономистов, менеджеров и бухгалтеров  в аграрных вузах, включая и обучение в аспирантуре, то нас ждет в ближайшее время катастрофическое ослабление кадрового потенциала АПК, из-за отсутствия на селе профильных специалистов, владеющих рыночным инструментарием развития агропромышленного комплекса, основами технологических процессов аграрного производства, механизмами устойчивого социально-экономического развития сельских территорий. Понятно и другое, если мы прекращаем подготовку экономических кадров, то, следовательно, и будет прекращена подготовка ученых-экономистов.
Продолжается реформирование сети научно-исследовательских институтов, ранее входящих в систему Россельхозакадемии. Основная базовая модель – объединение институтов в федеральные научные центры, в которых, к сожалению, пока недостаточно полно проработаны цели, задачи и ожидаемые результаты реализации такого рода интеграционных проектов. Сегодня важно в этих новых структурах не потерять сложившиеся научные школы и молодых исследователей. Сохранить приоритетные направления и тематику проводимых исследований партнеров по формирующемуся научному центру. При подготовке программ и планов развития научных центров необходимо учитывать и серьезный потенциал вузов, наработки в вопросах инновационного развития АПК регионов, запросы организаций реального сектора экономики.
Переход к новым моделям интеграционного взаимодействия отраслевых научно-исследовательских институтов агроэкономического профиля с различными структурами научной сферы, органами исполнительной и законодательной ветвей власти, отраслевыми союзами, субъектами агробизнеса, будет способствовать решению новых научных задач фундаментального и прикладного характера, а также быстрейшему продвижению приоритетных проектов отечественного АПК.
Новые вызовы внешней среды требуют новых подходов, нового научного осмысления многих происходящих в стране и мире экономических процессов. Что в свою очередь обязывает наших ученых, занимающихся агроэкономическими исследованиями, применять современные методы исследования. Сегодня особо ценятся «универсальные исследователи», которые способны аккумулировать методы разных областей знаний и готовы предлагать эмерджентные решения, то есть возникающие впервые. Меж-, кросс-, транс- и мультидисциплинарность становятся важнейшими факторами влияния в современном научном мире. Такого уровня ученые, безусловно, поднимут авторитет аграрно-экономических исследований, они будут способны участвовать как в агропродовольственных (отраслевых), так и  в крупных междисциплинарных исследовательских проектах (демографических, экологических, социально-политических). 
Спасибо за внимание!