МОЖЕТ ЛИ ТЕОРЕТИК НАУЧИТЬ ПРАКТИКА?

Печать

Автор: Семенова Н.Н. Категория: Семенова Наталья Наумовна

На самом деле, «Теоретик» и «Практик» — это две основополагающие стратегии жизни, обусловленные разными подходами к формированию картины мира.
Теоретик – это человек, который владеет системой основных идей в той или иной отрасли знаний. В массовом сознании сейчас теоретики со своими часто сложными и непонятными теориями воспринимаются окружающими как отрицательное явление. Нередко у многих теорий недостаточно связей с окружающей жизнью. Чем лучше теория, тем полнее она объясняет реальную жизнь. Да, теоретик понимает суть и причины интересующих его явлений, но часто не умеет на них воздействовать. Его интересуют причины и следствия явлений, а не инструменты влияния на ситуацию. Как правило, теоретик много чего знает, но не всегда может применить свои знания в практической жизни.
Практики – это другой подход к жизни, это люди, которые больше приспособлены к деятельности. Действия практика приносят очевидные видимые результаты. По большому счету, в любой деятельности ему требуется только одно – чтобы все работало. Можно сказать, что практика дрессирует сама жизнь, она ему предъявляет проблемы и трудности, которые заставляет решать. Любые действия по жизни осуществляются им для решения конкретной задачи. 
Тренинговый бизнес – это в большинстве своем практическая деятельность. Но в современном мире практику приходится работать во все более сложных условиях.
Объем информации и знаний увеличивается в геометрической прогрессии. Чтобы ориентироваться в информационном потоке сегодня уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной области знания, более того, даже в смежных областях знания. Не случайно, во второй половине XX века появляется наука – синергетика – наука о системах. Причем система может рассматриваться любая – биологическая, экологическая, социальная и другие. Система – это не только совокупность составляющих ее элементов, на систему влияют различные факторы, причем отдельные факторы и совокупность факторов может оказать совершенно разное влияние и привести к противоположным результатам.
Синергетический подход сейчас применяется в разных областях научного знания. Хорошо бы применить его и в тренинговом бизнесе. Такой подход можно рассматривать как инновационный. Но практикующим бизнес-тренерам часто не хватает теоретических знаний в разных областях.
В современном обществе востребован тренд на увеличение числа опций. А нужно, чтобы общество ориентировалось на содержание. Нужно не увеличивать количество бизнес-тренингов, а повышать их качество. Часто практикующие бизнес-тренеры ориентируются на новые формы проведения тренингов, забывая о том, что главное в тренинге – содержание, то, какие знания и навыки получат обучающиеся, каков будет результат тренинга. Все это определяется квалификацией тренера, насколько он владеет не только теоретическими или практическими навыками, но насколько он сумеет соединить их воедино.
Идеальный образ бизнес-тренера – это практикующий теоретик, который владеет теоретическими знаниями в своей области и может их применить на практике.
Но, к сожалению, тип практикующего теоретика редко встречается на рынке тренинговых услуг. Теоретику не хватает практического и приземленного подхода. А у практика наблюдается недостаток системности и опыта осмысленного действия. Практик не всегда анализирует причины и последствия своих действий. Без хорошей теоретической базы практик не добьется эффективного и качественного результата.
Сегодня рынок тренинговых услуг определяется обществом, а поскольку обществом теоретические знания не востребованы, и оно ориентируется на потребление, то все это и определяет качество существующего тренингового рынка.
Чтобы было разумное сочетание практики и теории, требуется законодательное оформление существующего тренингового рынка.