КАК ВЫЯСНЯЮТ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ?

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС законопроект

Вопрос, как, на какой правовой основе, урегулируют свои отношения промышленные предприятия интересовал меня еще давно. Сразу оговоримся, скрывать названия предприятий едва ли имеет смысл. Во-первых, за давностью произошедшего. Во-вторых, история наверняка известна многим, особенно среди предпринимательского сообщества. В-третьих, с точки зрения действующего законодательства участники ничего не нарушили. Наконец, в-четвертых, она явно не была уникальной в России
В бытность мою инженером-конструктором на Уральском автозаводе, где-то в конце 1990-х у нас образовался «аврал». Пришел начальник КБ и сказал, что поставлена задача срочно подготовить вариант замены лонжерона рамы, поскольку поставщик – Челябинский кузнечно-прессовый завод отказался лонжероны поставлять.
 
Здесь мы сделаем отступление, чтобы ввести читателей в курс дела. Лонжерон - это самая большая деталь рамы автомобиля. Представляет она собой балку таврового сечения. Особенности лонжерона автомобиля «Урал» состоят в том, что он сделан из специальной упругой стали, что позволяет раме скручиваться вокруг продольной оси порядка на 10 градусов. Эта особенность является одной из определяющих феноменальную проходимость «Уралов». Лонжерон «Урала» не одинаков по высоте. В передней части он 180 мм, в задней – 260 мм. Примерно под кабиной происходит переход с одного сечения на другое. То есть деталь в принципе уникальная.
Во времена СССР ЧКПЗ входил в состав производственного объединения (ПО) «УралАЗ». Там было установлено специальное штамповое оборудование. Отметим, что длина лонжерона составляет около 7 метров. С учетом сложной конфигурации, понятно, что не только сам лонжерон, но и оборудование для его изготовления было уникальным. Во времена СССР, когда страна, по сути, представляла собой один завод, об альтернативном поставщике никто и не помышлял. Планы производства «спускались сверху». Всегда была гарантия, что нужные детали будут поставлены в срок, ну разве что с небольшими нарушениями, за которые наказывали. Более того, создание второго производства означало огромные дополнительные и ненужные затраты, которые в стране никто не мог себе позволить. С приходом рынка ситуация изменилась радикально.
Лонжерон – это не какой-нибудь болт, который легко найти на рынке и даже не двигатель[1]. Автомобиль без лонжеронов – это просто куча запчастей. Так что ЧКПЗ реально ставил автозавод в безвыходное положение. Сам ЧКПЗ тоже терял от отказа поставлять, но меньше, поскольку лонжероны для «Уралов» - только одно из наименований производимой ими продукции. Известно, что тогда руководством ЧКПЗ велась борьба за Уральский автозавод, легко предположить, что отказ поставлять важнейшие детали имел и эту подоплеку.
 
Мы, конечно, проработали варианты. Понятно, что предложенные нами «эрзацы», были в принципе хуже оригинальных деталей, ухудшали свойства автомобиля в целом, требовали изменения конструкции и технологического цикла. Однако всё обошлось. Руководители как-то договорились[2].
 
Возникают вопрос: Как и в каком правовом поле договаривались ЧКПЗ и Автозавод? Как урегулируются в принципе такие конфликты? Конфликты внутри семьи урегулирует Семейный кодекс. Отношения работник – работодатель – КЗОТ. А кодекса, который бы регулировал отношения предприятие – предприятие не существует. Почему? На мой взгляд, даже один приведенный мною пример уже сигнализирует о необходимости его разработки.

[1] В тяжелые 90-е выпускались так называемые «планеры» - автомобили без двигателя. Как бы странно не казалось, их покупали, чтобы потом поставить двигатель. Не обязательно новый, но всё-таки двигатель.

[2] Ходили разные версии, наиболее вероятным считаю, что в обмен на возобновление поставок ЧКПЗ было отдано производство лесовозов на базе «Уралов».