Футурист Суханов

Печать

Категория: Литвинов Владимир Георгиевич

Один из самых ранних автопортретов Александра Суханова. Датирован 1966 годом. Художнику едва перевалило за 20. Уже состоялась судьбоносная встреча с народным художником СССР Борисом Федоровичем Домашниковым – учителем и наставником.

Позади победа во всесоюзном конкурсе юных художников. Непродолжительная учёба в художественном училище., которое попыталось, видимо, переломить манеру письма юного дарования. Уверенность в своих силах. И в завтрашнем дне. Эпатаж. Вызов. Готовность закатить «Пощёчину общественному вкусу»[i].

Не думаю, что юный Суханов был человеком высокомерным, вызывающим, самовлюблённым. Образ, созданный в этом автопортрете, скорее всего, попытка обретения этакой виртуальной, внутренней свободы. Натуре творческой свойственно в своих сокровенных мечтах возноситься в такие дали бескрайние, что простому смертному и во сне не представить.

Примерно в эти годы Александр Суханов вместе со своим приятелем (с тем, что создали знаменитый портрет девочки-блокадницы) устроили совместную выставку в местном Доме культуры. По собственной инициативе развесили свои работы, которые сильно отличались от господствующего на тот момент «социалистического реализма».

А тут и местный «Хрущёв» нагрянул. И устроил разнос почище того, что произошёл в Манеже. Никита Сергеевич хоть выражений и не выбирал, но самих картин художников-авангардистов не трогал. А саткинский «вождь» срывал полотна со стен, топтал их ногами.

Тут Суханов не сдержался, в сердцах выпалил партийному функционеру всё, что о нём думает. Ходят легенды, что и руку на того поднял. Выставка, само собой, не состоялась. Уголовного преследования, к счастью, не последовало. А вот идеологическое клеймо довлело над Сухановым аж до самого начала перестройки. Гнобили его по полной программе. Долгие годы писать приходилось исключительно для себя, для души, ни о каком общественном признании не могло быть и речи. Если и участвовал в выставках, то и иногородних, словно украдкою.

Глядя на нынешнего Александра Геннадьевича, невысокого ростом, сухонького, и в голову не придёт, что такой человек был способен противостоять системе, бороться, бросать вызов, отстаивать свои взгляды.

- Я всё сейчас понимаю, - говорит А.Г.Суханов, - ну, запретили бы выставку, ну, заставили бы нас убрать свои работы. Но срывать полотна со стен, бросать их на пол, топтать ногами…?!!!

Казалось бы, скромен Александр Геннадьевич, порой на вид даже застенчив. Но в вопросах принципиальных и по сей день - кремень.

- Приехал как-то в мастерскую к Суханову один новый русский, - рассказывает Н.И.Перевозчиков, - оглядел стены с полотнами, отобрал несколько работ и этак развязно вопрошает: «Сколько я тебе должен за эту фигню?». Суханов прореагировал на это незамедлительно. Отказал тактично, но жёстко. Ничего не продал и за дверь хама выставил.

Вновь вглядываюсь в юношеский автопортрет Суханова. Нахожу в Интернете изображения картин основоположника русского футуризма Давида Бурлюка (а написал Давид Давидович около 17 тысяч полотен). Автопортрета похожего нет. А вот картины… Вернее, сюжеты. А ещё точнее – выражение глаз у коров.

 

Бурлюк

 

Суханов

А названия картин какие!!! У Бурлюка «Автопортрет с женой Марусей» У Суханова – «Художник с беременной женой и покосом». Или заголовок одной из последних выставок Суханова «Сатка: женщины и лодки».

 

 

 

Впрочем, основатель русского футуризма Давид Бурлюк в жанре футуризма не так много полотен создал. К примитивизму больше душа лежала. И у Суханова есть такое увлечение. (Но это уже отдельная история).

А, может быть, не с Бурлюком, а с Маяковским больше сходства. Вот бы Суханову жёлтую кофту…

Существует портрет Маяковского в жёлтой кофте, выполненный по фотографии, есть автопортрет Суханова в жёлтых тонах…

  

Пожалуй, Суханов побрутальнее певца революции будет на этом фоне. А Маяковский повыше…

Или, с Велимиром Хлебниковым найдём сходство

 

 

 

Однако, вернёмся к футуристическому автопортрету Суханова. Изначально он был написан в полный рост. Да чем-то не угодил художнику. Порезал - порвал полотно, выбросить собрался. Одну голову от того футуристического автопортрета удалось спасти Н.И.Перевозчикову – обладателю самой большой коллекции работ А.Г.Суханова.

Основатель русского футуризма Давид Давидович Бурлюк написал 17 тысяч картин. А, может быть, и того больше. При этом он является самым продаваемым российским художником в мире. Александр Геннадьевич Суханов написал примерно столько же. А вот по продаваемости сильно уступает Бурлюку.

- Суханов до сих пор не оценён в полной мере, - полагает председатель Челябинского регионального отделения Союза художников России А.В.Костюк.

Казалось бы, многочисленные публикации в региональных СМИ, выставки, включая большую персональную в феврале прошлого года в выставочном зале Союза художников, присвоение звания Почётный гражданин города Сатки. Даже в момент написания этих строк несколько десятков работ художника выставлены в Челиндбанке и 31-м лицее г.Челябинска.

Чувствую, что профессиональные искусствоведы (если прочтут) за эту писанину меня анафеме придадут или обзовут словами непечатными. Но если говорить серьёзно, то необходимость более глубокого осмысления и систематизации работ Суханова назрела уже давно. Возможно некоторые из них ни в импрессионизм, ни в футуризм, ни в примитивизм, ни в какой-то другой –изм не впишутся. И это ещё раз подчёркивает самобытность и многогранность таланта художника.

P.S. Пойду на выставку Суханова в 31-й лицей, на футуристический автопортрет полюбуюсь. Явно он на фотографии не тот. Глаза какие-то грустные, усталые…

Владимир Литвинов, поклонник творчества А.Г.Суханова, член Союза журналистов с 1978 года

08.11.2018 года



[i]

Обложка сборника

«Пощёчина общественному вкусу» — поэтический сборник кубофутуристов (московская поэтическая группа «Гилея»), вышедший 18 декабря 1912 года. Наиболее известен благодаря сопровождавшему его одноимённому манифесту[1].

В сборнике были опубликованы стихи всех поэтов-кубофутуристов — Велимира ХлебниковаВладимира Маяковского (дебют), Давида БурлюкаАлексея КручёныхВасилия КаменскогоБенедикта Лившица.

Прилагавшийся к сборнику манифест, через четыре месяца повторно выпущенный уже как листовка, отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией. Текст манифеста был сочинён Бурлюком, Кручёных и Маяковским в течение одного дня в гостинице «Романовка» в Москве.