Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ГЕРОИЗМ И РОМАНТИКА РУТИНЫ

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программа

Тот, кто работал конструктором, испытателем, знает, что там романтики мало. Конструктор – это расчеты: переменные, постоянные, эмпирические и полуэмпирические зависимости; чертежи: общие виды, детальные виды, выносные виды, размеры, допуски и т.д. Испытатель – это программы, методики, отчеты и прочие бумаги, много бумаг; наработки на отказ, ресурсные испытания… Даже просто разобрать отказавший узел – целая процедура. Экстремального, щекочущего нервы, даже в таких областях, как авиация мало. Честно говоря, с работой в авиации я почти не знаком, зато в автомобилестроении отработал достаточно. Смею уверить. Водитель-испытатель больше времени под машиной с гаечным ключом, чем в кабине на полигоне проводит. Да и на полигоне мало интересного. Представьте, ресурсные испытания. Это несколько тысяч километров по шоссе, несколько тысяч по грунтовой дороге. Еще сколько-то по бездорожью. Как правило, это всё по кругу. День за днем, неделя за неделей, в две смены. Будучи молодым конструктором, я из интереса уговорил знакомого испытателя взять меня с собой на испытания, где мне дали поводить машину. Часа через четыре я вывалился из кабины не столько от усталости, сколько от однообразия. А конструктор. Представьте себе автомобиль. В нем только систем полсотни. В каждой еще десятки узлов, деталей, болтов, гаек, шайб. Вы можете посчитать, сколько гаек, например в автомобильной раме? И не просто посчитать, а точно сказать: М10 – столько, М12 – столько, а М16 – столько. И всё это под роспись. Потому что от работы конструктора зависит работа технолога, производственника, экономиста и т.д. На самом интересном месте может появиться руководитель и заявить, что появились новые вводные и конструкцию надо переделать. Разработка новой конструкции – это вообще явление не частое, скорее редкое. Все видели танк Т-14 «Армата» на параде. А когда были созданы предыдущие машины? А между ними создавались модификации уже разработанных. В остальных отраслях картина похожая. В общем, романтики мало.
Наверное, так устроена наша жизнь, состоящая в основном из рутины и немного из романтики. Вот об этой рутине и рассказывает фильм «Им покоряется небо» режиссера Татьяны Лиозновой (да-да, той самой, которая потом снимет знаменитые «Семнадцать мгновений весны»). Действие происходит в самолетном КБ, на испытательном аэродроме. Показаны процесс разработки, выпуска рабочей документации, сборки машины, испытаний. Во многом, за основу сюжет фильма взята история создания самолета МиГ-9, ставшего первым советским серийным реактивным истребителем[1]. Здесь и история с размещением двигателей в фюзеляже и трагическая гибель летчика-испытателя Алексея Гринчика (в фильме он выведен как Алексей Колчин). Показано, как идет разработка, как отбрасываются менее эффективные решения. Как трудно доводится машина. На поиск причины какой-нибудь неполадки уходят дни, а сама причина оказывается пустяковой. Как трудно отлаживаются системы (в фильме очень не хотели запускаться двигатели). И наконец, взлет. Сам по себе первый полет, так сказать, «первый выход в общество» новой машины событие волнительное, если не сказать больше. Тот, кто пережил – поймет. Но мало сделать выдающуюся машину. Надо еще сделать её пригодной для массового изготовления и использования. В экспериментальном цехе можно сделать практически всё. А летчики-испытатели «летают на всём, что может летать и немного на том, что летать не может». Совсем другое дело серийные авиазаводы и строевые летчики. У них нет того опыта и квалификации. Начинается процесс доводки, выявления опасных режимов, методов выхода из них. С одним из таких опасных режимов не сумел совладать Алексей Колчин. Его дело продолжил друг и коллега Сергей Шаров (прототип – Марк Галай). Он нашел выход из смертельно опасного режима. В конце фильма один из строевых летчиков говорит: «Реактивная, а проще, чем поршневая». Возможно, он станет летчиком испытателем и тогда поймет, какая сложная и трудная работа создает эту простоту.
Пожалуй, строй серийных машин и легкость их освоения людьми и есть высшая награда конструкторам и испытателям.
Жителям Екатеринбурга, думаю, будет интересно узнать, что упомянутый в фильме реактивный истребитель-перехватчик БИ-1, кстати, первый в мире реальный, вооруженный реактивный истребитель, испытывался не где-то «далеко в Сибири», как сказано в фильме, а в Свердловске, на льду городского пруда. Там, вместе с самолетом погиб летчик-испытатель Георгий Бахчиванджи, чье имя носит улица неподалеку от аэропорта. А сам самолет БИ-1 увековечен перед зданием аэропорта. Неспроста тот самолет так круто устремлен вверх. Он действительно мог так, «свечей», уходить ввысь.

[1] Интересный факт: МиГ-9 поднялся в воздух всего лишь на пару часов раньше конкурента – Як-15. Впрочем, оба самолета были приняты на вооружение и отлично зарекомендовали себя как машины переходные от поршневых к реактивным.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников

ЭЛИТА УРАЛА
Рогозин-Разбойников

В МИРЕ ИСКУССТВА