МИЛЬ В БИЛИМБАЕ

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программа

(дополнение к докладу)
Уважаемые друзья, уважаемые коллеги.
О танкостроении и людях, связанных с танкостроением я говорил много и перед разными аудиториями. Мой доклад, посвященный формированию кадров в танкостроении, вы можете прочитать в материалах нашей конференции. Однако уже после того, как доклад был отправлен организаторам, я познакомился с людьми, которые реализуют интереснейший проект в расположенном буквально в пятидесяти километрах от Екатеринбурга поселке Билимбай. Одно из направлений этого проекта отлично дополняет и подтверждает те выводы, которые были сделаны на основе танковой промышленности.
В годы войны в поселке Билимбай работало авиационное конструкторское бюро, известное в первую очередь тем, что в нем была продолжена начатая в Москве разработка и постройка первого в мире боевого реактивного самолета БИ-1. С этим КБ и нашей уральской землей связано имя выдающегося конструктора, создателя многих конструкций вертолетов – Михаила Леонтьевича Миля.
 
Остановимся кратко на его биографии.
Родился в 1909-м году в Иркутске. В 1931-м закончил Донской политехнический институт в Новочеркасске и поступил на работу в ЦАГИ, где участвовал в разработке конструкций автожиров А-7, А-12, А-15. Работал заместителем Николая Ильича Камова. Здесь нужно отметить, что по свидетельствам современников, отношения Камова и Миля были непростыми. Скорее всего, две творческие личности, по разному представлявшие пути развития винтокрылых машин, с трудом уживались в одной организации. Тем не менее, уже в 1934-м году появилась научная работа М.Л. Миля «О разбеге автожира». Скорее всего, конкуренция способствовала развитию обоих и шла на пользу отечественной авиации. Известно, что и тот и другой в последствии возглавили вертолетостроительные фирмы, машины которых успешно служили и служат в гражданском и военном воздушных флотах СССР и России. Миль занимался разработкой машин по одновинтовой схеме, а Камов – соосной.
Годы Великой отечественной войны трудно назвать временем расцвета для винтокрылой техники, скорее наоборот. Страна мобилизовалась на борьбу со смертельным врагом. Поэтому времени и сил на занятие пусть перспективной, но ориентированной на будущее техникой не находилось. Тем не менее, Михаил Леонтьевич внес свой важный вклад в дело разгрома врага. Находясь в Билимбае, он занимался усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости; его деятельность была отмечена пятью правительственными наградами. В 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолёта»; в 1945 году — докторскую: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». В 1947-м году он стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 МАП. Но это – тема уже другого разговора.
 
Что интересно в биографии Михаила Леонтьевича в контексте нашего исследования: Если отвлечься от авиационной тематики, то в принципе, она идентична биографиям конструкторов-танкистов. Также как Н.Ф. Шашмурин и М.Ф. Балжи родился в первом десятилетии XXвека. В начале 1930-х получил высшее образование и начал работать по специальности. Завод, КБ. Общая работа по созданию отечественной конструкторской и научной школы. Рост вместе со страной. В его биографии мы также не находим упоминания о партийной, советской или комсомольской работе, что, скорее всего, также определило его будущее как чистого «технаря».
Таким образом, биография М.Л. Миля – еще одно подтверждения существования в СССР мощной кадровой системы, которая в кратчайшие сроки обеспечила страну всеми необходимым кадрами высочайшего уровня.