Исторический экскурс в судьбу забытой Личности…

Печать

Автор: Большаков П.В. Категория: Большаков Павел Васильевич

С точки зрения читателя

Два года назад я опубликовал рецензию на книгу ректора ЧГИК, доктора исторических наук Владимира Яковлевича Рушанина «Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени». На днях в новой книге историк и публицист вернул из исторического небытия ещё одно имя – начальницы двух женских гимназий на Урале до 1917 года Марии Васильевны Каменской. Она прожила две жизни: 42 года – до революции и 46 лет при Советской власти: почти 70 лет уникальной педагогической жизни!

 

Путешествие в чужую судьбу всегда и любопытно, и интересно, и не такое уж простое, когда есть белые пятна в биографии. Для этого нужна благородная мотивация «педагогика – это призвание и технология», долгие поиски (почти 13 лет архивных поисков), вовлечение единомышленников в работу над книгой и, желательно, большой запас личных впечатлений от мест проживания героя книги. Другими словами, нужны адекватные сопереживания, резонанс с душевными страданиями героя повествований через сто с лишним лет, умение не столько восхищаться чужой судьбой, сколько – восстановить справедливость: воздать должное забытому и неоценённому подвигу уникального педагога. У автора новой книги я почувствовал феноменальный талант «вчуствоваться», как выразился сам исследователь биографии, в судьбу педагога на протяжении всего исследования биографии. И это объяснимо: автор сам трудится 40 лет на ниве образования.

Святитель Феофан затворник словно определил судьбу Владимира Рушанина, когда высказал мысль: после духовенства педагоги – это самое светлое, то есть нравственно чистое, морально устойчивое сословие общества. В высшей степени этому пророчеству соответствовала педагогическая судьба Марии Каменской.  

В соавторстве с учениками доктор исторических наук В. Я. Рушанин когда-то написал научные труды «Из истории среднего образования на Урале 1861-1917 годы» (1994), «Внешкольное образование на Южном Урале (вторая половина XIX — начало XX в.)» (2011). Монография Владимира Яковлевича «Иван Александрович Тихомиров: возвращение забытого имени» (2016) стала событием в научной жизни Урала. Написанию этого научного труда автор посвятил 10(!) лет исследовательской работы о жизни И. А. Тихомирова — известного ученого и организатора народного образования на Урале. «За бортом» исторических поисков осталось много интересных архивных находок о соратнице Ивана Тихомирова – Марии Каменской. Достаточно было ещё три года кропотливой работы, чтобы новая биография ещё одного забытого учителя предстала на суд читателя.

Автор новой книги о знаменитых, но несправедливо забытых педагогах Троицкого уезда Оренбургской губернии является создателем научной школы, проблематика исследований которой отражает сферу его научных интересов — история развития Урала и России во второй половине XIX — начале XX веков. И ещё одна маленькая деталь к биографии доктора исторических наук: Владимир Рушанин является коллекционером редких книг минувших веков, открыток по истории России. В его коллекции собраны дореволюционные открытки и фотографии, которые учёный использует в своих книгах по истории Урала.

Таким образом, выход новой книги Рушанина «Мария Васильевна Каменская. Школьная мама» вполне закономерен и ожидаем.

Читать эту книгу и вникать в исторические нюансы не так просто, как кажется поначалу. Речь не только об экскурсе в биографию, речь о том, что книга настоящего учёного и исследователя – это и путешествие по многочисленным ссылкам на мемуары и труды краеведов, публицистов и учёных. Книга о судьбе Марии Каменской – это целая энциклопедия упоминаний многочисленных публикаций историков и свидетелей эпохи, прочитав которые можно составить достаточно глубокое впечатление о жизни в России во второй половине XIX — начале XX веков. «Мария Васильевна Каменская. Школьная мама» — великолепный справочник исследований на заданную тему.

Что касается методов написания научных биографий, Владимир Яковлевич не изменяет своим однажды сформулированным принципам: посещает все места и работает в архивах тех мест, где жили и трудились герои его книг.

Мария Васильевна Каменская родилась, училась и работала в Оханске, в Кунгуре и в Перми Пермской губернии. Затем – в Троицке Оренбургской губернии, а с 1924 года до конца жизни (1963 год) – в Ташкенте. Это и есть география путешествий автора исследования биографии Каменской.

Скажу сразу: не предполагал, что в России XIXвека так целеустремлённо выстраивалась и совершенствовалась система образования для всех, кто искренне хотел быть образованными. И государство, и педагоги помогали способным гимназистам. Уважение к учителям проявлялось и в зарплате, и в возможностях за государственный счёт расширять кругозор, повышать уровень образования за границей, в губернских центрах и в столице.

Интересна в книге история преподавания математики в империи, особенно в женских гимназиях. А России было чем гордиться: первая женщина-математик Софья Ковалевская достигла высот Императорской академии наук. И это вдохновляло героиню книги, и это определило специализацию педагогики. Она почти 70 лет преподавала и влюбляла в арифметику самых маленьких гимназистов и советских учеников: «на уроках Каменской видишь, как планомерно развивает она у детей находчивость, сообразительность, наблюдательность», вспоинала её бывшая ученица. И только математика, которая была вне политики, спасла героиню исторического повествования от репрессий. И только Ташкент пригрел в прямом и в переносном смысле этого слова гонимую историческими ветрами бывшую начальницу Троицкой женской гимназии. В Ташкенте Мария Васильевна стала заслуженным учителем Узбекской ССР (1943), её наградили высшей наградой страны – орденом Ленина (1949), издали на узбекском языке брошюру о ней в 1956 году. Но уникальную методологию преподавания математики в пятых классах советской школы так и не удалось пока осмыслить и опубликовать.

Самые трагичные дни после революции в Троицке описаны подробно: это была катастрофа системного, проверенного временем, образования. Почти до конца двадцатых годов в школах нашего многострадального Отечества проводились политические эксперименты в ущерб образованности общества. Это эпоха так похожа на эксперименты в 90-е годы прошлого столетия в России, когда была разрушена эффективная система советского образования. Последствия этих лет до сих пор отражаются на наших детях: сегодня о русской системе подготовки математиков в школах и в вузах в мире стали забывать. Обидно, как часто мы «разрушаем до основания, а затем…». А затем приходим к выводу, что революция неуместна именно в системе образования. Мария Каменская всегда отстаивала принципы эволюции в образовательных процессах. И потому за её кропотливую и внешне незаметную работу ученики в течение семидесяти лет называли её «школьной мамой»: она не верила в бездарность гимназистов и школьников, она воспитывала в детях уверенность в собственные силы. И ученики ей были благодарны всю жизнь. И кто знает «как наше слово отзовётся» в судьбах выпускников: может, и её ученики сопричастны к полётам в космос, к развитию промышленности и науки.

И коллегам Мария Васильевна терпеливо внушала методику эволюционного постижения математики с первого класса школы. Наверное, такого Учителя сформировал сама математика: ещё князь П. А. Вяземский говорил: мы все держимся крупных чисел, крупных событий, крупных личностей; дроби жизни мы откидываем; но надобно и их принять в расчёт…

Каменская для меня после прочтения книги явилась примером преданности профессии, математике, примером служения России, при любых политических обстоятельствах: как говорили в XIXвеке – делай, что должно и будь, что будет. Почти жертвенная преданность педагогике: свою личную жизнь Мария Васильевна связала только с гимназиями и школами. Зато детей в её жизни было – считать-не пересчитать.

А, самое главное, через полвека умолчания имени уникального учителя математики Мария Васильевна в книге Владимира Рушанина заговорила с нами языком воспоминаний учениц и коллег. А сам историк часто домысливал эмоциональную реакцию своей героини и землячки, исходя из логики её поступков и ментальности уральцев.

Такое трогательное уважение к истории, педагогике, к незаурядным Личностям, какое сквозит с каждой страницы биографического экскурса, я уже давно не встречал в современной литературе. Мне вдруг показалось, что останься Владимир Яковлевич ректором челябинского пединститута (у автора книги в 2002 году не было особого выбора), мы бы не испытали сегодня на собственных детях деградацию подготовки учительских кадров. Но повезло с ректором только нашему институту культуры…

Как квинтэссенция научного труда учёного-подвижника Владимира Рушанина прозвучали слова поэта Жуковского в последних строках книги «Мария Васильевна Каменская. Школьная мама»:

«Не говори с тоской: их нет,

Но с благодарностию: были»…

 

Павел БОЛЬШАКОВ,

член Союза журналистов РФ

 

P.S. К вопросу о деградации образования. В пермской гимназии № 4 имени братьев Каменских недавно произошёл инцидент гендерного характера: девушкам при поступлении в бывшую женскую гимназии намеренно завышали проходной бал в пользу юношей. Когда Мария Каменская училась в этой гимназии, Россия старалась совершенствовать образование в женских учебных заведениях и привлекать как можно большее количество девочек к образовательным процессам в Отечестве. И это понятно: учитель-мужчина, как правило, был редкостью и в российских гимназиях, и в советских школах.

 

На фото Павла Большакова: Владимиру Рушанину коллеги из Ташкентского института культуры подарили на юбилее ЧГИК узбекский халат