ИНЫХ УЖ НЕТ, А ТЕХ НЕ ВИДНО…

Печать

Автор: Большаков П.В, Категория: Большаков Павел Васильевич

Я наивно полагал, что в новейшей истории России книгоиздательство в России зачахло. И как думать иначе, если по радио и в телепередачах слышишь разную информацию: за последние восемь лет количество книг для детей уменьшилось в два раза.

Но недавно был на открытии третьего книжного фестиваля «Красная площадь» и узнал много интересного:

количество издательств, и книг по сравнению с временами «самой читающей страны в мире» увеличилось в сотни раз. В чём проблема? Интернет и телевидение почти отучило новые поколения от чтения, тиражи прекрасных, умных, интересных изданий уменьшились в сотни раз.

Вот беда, на Красной площади в столице во многих павильонах я нашёл 40 тысяч изданий. Самое уникальное, пожалуй, издание поэзии на 58 языках народов России. Такое издание не предполагалось даже во времена СССР. Но не нашёл на жалком стенде Челябинской области любимые книги любимых издательств Южного Урала: Игоря Розина и «Аркаим». А многие издания челябинских издателей востребованы в лучших библиотеках России.

Не нашёл самое уникальное и оригинальное издательство «Людовик» из Санкт-Петербурга, за выпусками которых слежу почти двадцать лет: мои друзья издают фотоальбомы портретов академиков СССР и России, сами пишут и оформляют книги о знаменитых учёных новейшей истории страны. Их деятельность уникальна потому, что государство не поддерживает некоммерческие, но профессиональные проекты об уникальной истории российской науки во все времена, начиная с времён основания академии наук. Деятельность «Людовика» достойна государственной премии, но кто об этом думал?

Издатель-просветитель культуры Южного Урала Игорь Розин вынужден сбежать в Нью-Йорк от неблагодарного равнодушия чиновников от культуры Челябинской области. «Аркаим» влачит жалкое экономическое существование, хотя совсем недавно местная братва, которая сегодня уже стала жить с депутатскими привилегиями, хотела прибрать успешное издательство к рукам. Помешали связи издателя с силовиками. Но чиновников это не волнует. Почему? Почему я не увидел гордость сегодняшнего уральского книгоиздательства и петербургского (за которым стоят уральцы) на «Красной площади» в Москве?

Можно, конечно, объяснить высокими ценами аккредитации на книжный фестиваль: от 150 тысяч рублей. Но ведь должны быть средства регионов, направленные на поддержание просветительского некоммерческого книгоиздательства. Достаточно взглянуть на историю издательства «Людовик», чтобы понять моё недоумение, непонимание индифферентности новой России к лучшим издателям своего Отечества.

Издательство «Людовик» выпустило в серии «Портрет интеллекта» уже двенадцать фотоальбомов, в том числе три мультимедийных. Первый альбом печатали в Германии ещё в 1999 году тиражом две  тысячи, затем – портреты учёных республики Коми и профессоров ЮУрГУ.

Издательство выпустило книгу в двух томах "Уральская наука в лицах", и фотоальбомы другим академических институтов Уральского отделения РАН. Гордость «Людовика» – большой альбом в футляре (более пятисот страниц) "Демидовские лауреаты". В этом году запланирован второй том. Из мультимедийных альбомов примечательны – об учёных МГУ им. М. В. Ломоносова и физиках ОИЯИ (Дубна).

Издательство выпускало и книжки-миниатюры: герои изданий – академики РАН Геннадий Месяц и Юрий Осипов, лауреаты Нобелевской премии –  Виталий Гинзбург и Жорес Алферов.

Сейчас издательство выпускает серию книг о знаковых персоналиях академии. В печати – книга о лауреате Нобелевской премии Александре Прохорове (издательство "Людовик" получило грант РФФИ). Наиболее интересные герои последней серии: академики Олег Чупахин (химик-органик, один из авторов зеленой химии), Валерий Черешнев (иммунолог, президент национального общества иммунологов, один из авторов экологической доктрины России), Геннадий Месяц (основатель научного направления "сильноточная электроника и импульсная электрофизика"), Юрий Осипов (первый президент возрожденной РАН, математик, автор ряда значимых оборонных разработок), Вениамин Алексеев (историк, создатель научной школы истории российских модернизаций), Олег Бухарин (создатель оренбургской школы микробиологии, автор нового направления – инфекционного симбиоза, образно говоря, изучает язык бактерий), «совесть русской нации» Дмитрий Лихачев и член-корреспондент РАН, президент ЮУрГУ Герман Вяткин.

Фотографии во всех изданиях – Сергея Новикова (снимает учёных более 30 лет, работает в Уральском отделении РАН), дизайн и тексты издателя – Виктора Радзиевского (когда-то работал журналистом в Башкирии).

У таких уникальных издательств в России нет средств для показа редких по тиражам и темам книг на Красной площади в столице и нет поддержки со стороны государства.

Когда пишу об издательстве Санкт-Петербурга, мне на память приходит русский издатель Сытин, который придумал на сто лет численник для просвещения крестьянской России. Это был своеобразный подвиг просветителя. 

Почему мы не можем разглядеть и поддержать такой же подвиг подвижников современной издательской истории. Где, скажите мне, вы найдёте в мире(!) такого фотографа, – Сергея Новикова – который больше 30 лет, каждый день снимает на чёрно-белую плёнку (100 лет сохранности) учёный люд СССР, России и всего мира, если иностранные лауреаты Нобелевской премии заезжают в гости в Россию.

Где, подскажите мне, вы найдёте такого великолепного стилиста русского языка и дизайнера от природы Виктора Радзиевского, чья бабушка ради него стала известной сказительницей Башкирии и создала ему в детстве особую ауру восхищения родным языком Пушкина?

Российская академия наук, как может, поддерживает книгоиздателей своим авторитетом, правительство Свердловской области отметило труд фотографа Сергея Новикова премией губернатора. Но нет государственной политики, которая бы поддерживала грантами и выстроенной программой поддержки регионального книгоиздательства?

Челябинские издательства влачат жалкое существование. Иные «подчинились» столичным монстрам, третьи издают не глядя (в прямом смысле слова) страшную лабуду за счёт авторов-графоманов, чтобы не умертвить свой бизнес окончательно?

Как жаль, что на третьем книжном фестивале «Красная площадь» россияне не смогли познакомиться с трудами лучших региональных издательств…

Печально, что Россия уже четверть века не замечает и не отмечает труд лучших своих региональных просветителей…

А нам всем остаётся вздыхать: и почему Россия утратила позиции самой читающей страны в мире?..

Павел Большаков,

издатель многих полезных книг

На фото С. Новикова:

Павел Большаков (слева) и Виктор Радзиевский, март-2017, Челябинск