КАРЛ МАРКС В СУДЬБЕ СОФЬИ КОВАЛЕВСКОЙ?

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Сестра Софьи Ковалевской – революционерка Анна Жаклар (Корвин-Круковская).

Занимаясь исследованием жизни и деятельности Софьи Ковалевской, я неоднократно натыкался на факт её с мужем (В.О. Ковалевским) пребывания в Париже во время Парижской Коммуны. Особо на этот факт я внимания не обращал. Ну, поехали молодые нигилисты посмотреть на революцию, ничего, в общем, особенного. До тех пор, пока не задал себе простой вопрос: «А кто их туда пустил»?

Париж весны 1871-го это не княжества Монако или Андорра, где границы чисто символические, а на политические взгляды смотрят сквозь пальцы. Это осажденный город, в котором только что произошел государственный переворот. И проблема не выехать в направлении Парижа, а въехать в него. Очевидно, что всех прибывающих, так или иначе, проверяли на лояльность к переворотчикам. Несмотря на краткость существования коммуны, соответствующие службы коммунары успели создать. Другой вопрос: Чего ради, перспективный молодой ученый Владимир Онуфриевич Ковалевский вдруг поехал на чужую войну и революцию? Насколько известно, его научные интересы лежали в иной области. Понятно, что российские студенты второй половины XIXвека – народ боевой и поехать, например, сражаться с турками за свободу братьев-славян, было нормально. А тут – Франция, вообще-то, одна из стран-победительниц в Крымской войне, совсем не братская страна. Ради чего лезть под пули, а то и гильотину?

 

Ответ нашелся достаточно быстро. Супруги Ковалевские поехали не просто в Париж, а к сестре Софьи – Анне Жаклар (Корвин-Круковской), которая вместе с мужем Виктором Жакларом занимали видное положение в Коммуне. Настолько видное, что после её подавления Виктор Жаклар был приговорен к смертной казни, а Анна - к пожизненной каторге в Новую Каледонию. То есть победившие федералисты оценили деятельность супругов Жаклар на уровне таких коммунаров-активистов как Россель, Ферре, Рошфор и Журд.

Вот на личностях Анны Жаклар (Корвин-Круковской) и её супруга мы остановимся подробнее.

 

Анна на 7 лет старше Софьи. В 1860-е годы активно занималась литературой, печаталась под псевдонимом. Её высоко оценил Достоевский, невестой которого она едва не стала.

В 1866-м выезжает за границу (в Женеву), где изучает медицину, вращается в радикальных кругах и знакомится с высланным из Франции студентом Виктором Жакларом, за которого в 1867-м году выходит замуж.

Важный момент: Виктор Жаклар был выслан как участник бланкистских заговоров. Напомним, бланкизм – это левое революционное течение, отдающее приоритет заговорщической деятельности и террору против властей.

Оба примыкают к революционному анархистскому течению Михаила Бакунина, оставаясь при этом в дружеских отношениях с Карлом Марксом, принципиальным противником Бакунина. Отношения с Марксом были не только дружескими. Анна с мужем вступают в организованный Марксом I Интернационал: Анна в русскую секцию, ее муж Виктор — французскую. Тем не менее, Виктор Жаклар остается приверженцем Бакунина и впоследствии вместе с ним выходит из IИнтернационала.

В 1871-м оба участвуют в Парижской коммуне, настолько активно, что были осуждены, как мы писали выше. Однако им удалось бежать из тюрьмы и через Швейцарию они оказались в Лондоне, где остановились в доме Карла Маркса. По всей видимости, их симпатии к Бакунину не имели здесь решающего значения. Анна начала, но не закончила перевод первого тома «Капитала» Маркса.

В 1874-м супруги приехали в Россию. Виктор преподавал французский язык, а Анна занималась преимущественно журналистикой и переводами. Они возобновили связи с революционными кругами, включая «Народников», однако не на столько, чтобы их преследовала полиция. Тем более, что в 1880-м году, за год до того, как народники осуществили покушение на царя Александра II, они по амнистии вернулись во Францию.

Отметим, что в это время в России жили и С.В. Ковалевская с мужем.

Сведения о деятельности супругов Жаклар после 1880-го в русскоязычных источниках крайне скудны. Известно, что Анна скончалась в 1887-м от болезни.

Англо- и франкоязычные оказались более информативными. Из них мы узнали, что по возвращении во Францию, Виктор Жаклар занимался медициной и, видимо серьезно, насколько можно судить по тому, что в 1903-м году «Британский Медицинский Журнал» упомянул о его смерти.

Виктор также активно занимался политической деятельностью, даже участвовал в создании IIИнтернационала. Однако отличался широтой политических взглядов, поддерживая отношения с анархистами и даже сочувствовал генералу Жоржу Буланже. Возглавляемое им движение, - буланжизм, - марксисты характеризовали как крайне правое и шовинистическое.

Что касается Анны, то участие в создании I Интернационала – есть явное свидетельство, как активной жизненной позиции, так и высокой степени влияния в мировом революционном движении. Сомнительно, что такая активистка просто так «ушла на пенсию» после 1874-го, ограничиваясь публикациями. Гораздо более вероятно, что её активизм переместился в закрытые сферы.

Здесь уместен вопрос, зачем они приехали в Россию в 1874-м? Лондон был и остается прибежищем всех политэмигрантов, они там чувствуют себя вполне комфортно. К чему выезжать в далекую, холодную, подозрительную к иностранцам Россию? Анна – понятно: Родина, родной язык, родные, друзья. А для Виктора Россия – чужбина во всех смыслах. Может быть, уместно говорить о супругах Жаклар как об эмиссарах Маркса, Бакунина кого-то еще? В пользу этой версии свидетельствует их внешне спокойное поведение.

 

Почему советская историография, активно пропагандируя личность Софьи Ковалевской, старательно избегала упоминаний о её сестре с мужем? И это при том, что она была активисткой Парижской коммуны, была близко знакома с Карлом Марксом, участвовала в создании Первого Интернационала – этого более чем достаточно, чтобы с почетом войти в «марксистский пантеон».

Любопытно, но в БСЭ статья о ней есть[1], как и о её муже[2]. Однако, статьи крайне скудные, буквально несколько слов и без упоминания Ковалевской, IИнтернационала и тесного сотрудничества с Марксом.

И всё это вместо того, чтобы всеми силами и средствами подчеркивать влияние «самого верного истории учения» на становление «великой женщины-математика».

 

Таким образом, мы видим, что на протяжении всей жизни С.В. Ковалевской, неподалеку от неё присутствовали два активиста-революционера, исповедовавшие отнюдь не реформистские взгляды и участвовавшие в революционном движении на самом высоком уровне, связанные с крупнейшими революционерами и идеологами своего времени.

 

Возникает вопрос, насколько велико было влияние старшей сестры на Софью Ковалевскую? Не принимали ли в её судьбе опосредованное участие такие личности, как Карл Маркс и Бакунин?



[1] http://bse.sci-lib.com/article064557.html

[2] http://bse.sci-lib.com/article038365.html