ЕСЛИ НАС БЬЮТ – ЗНАЧИТ, МЫ ЖИВЫ!

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Советского Союза уже давно нет. В 1991-м году мощнейшая держава исчезла с карты мира. А вместе с ней исчезли советская экономика, культура, советский уклад жизни. Казалось бы, это произошло окончательно и бесповоротно.

Без малого 30 лет – это много. Уже выросло и активно включилось в общественную жизнь поколение, рождённое уже не в СССР, подрастают их дети. Для них Советский Союз – не более чем рассказы родителей. Едва ли они захотят, а ещё меньше смогут воссоздать уклад когда-то великой державы. Тем не менее, почему-то вновь и вновь тратятся силы на то, чтобы в очередной раз вытащить на свет и перетряхнуть грязное бельё советских времён, лишний раз выставить наше прошлое даже не в чёрном, но в грязном свете. Зачем? Именно этот вопрос возник у меня после того, как я посмотрел фильм «Юморист», который с 1 марта идёт в кинотеатрах нашей страны.

Ощущение осталось двойственное. С одной стороны, захотелось умыться, как будто тебе в лицо плеснули грязью. С другой – нечего возразить. Действительно, за юмористами и сатириками, да и за всеми творческими людьми приглядывали цензоры в погонах и без. Действительно, в нашей космической программе случались сложности, даже катастрофы с человеческими жертвами. И, отправляясь за пределы земной атмосферы, наши космонавты действительно рисковали жизнью. Действительно, высшие чины армии, КГБ, гражданские чиновники пользовались недоступными обычным гражданам привилегиями, которыми нередко злоупотребляли. При этом однозначные аналогии и параллели провести невозможно. Все образы, выведенные на экране, собирательные. Придраться, обвинить во лжи, искажении фактов невозможно. Всё прячется за индульгенцией «свободы творчества и авторского замысла».
Сюжет фильма пересказывать нет необходимости – это ещё одна история, как творческий человек не может творить в условиях контроля, точнее, преследования КГБ. Не может мириться с окружающей действительностью и, наконец, срывается, высказав власть имущим всё, что он о них думает. Искушённый зритель даже будет разочарован простотой и краткостью сюжета.
Здесь я позволю себе небольшое отступление и подчеркну участие в фильме дочери Геннадия Хазанова Алисы. В своё время это был один из популярнейших артистов СССР. Мастер смеха. Я был на его концерте, и зал реально держался за животы. Но когда началась «перестройка», сатира превратилась в глумление. Кое-какие ноты «перестроечных» его выступлений я уловил и в фильме.
Однако нужно отметить умелый сюжетный ход авторов фильма, когда они поставили рядом героизм космонавтов и генеральскую баню. Ход удачный в своей выразительности. Невольно задумываешься, а может действительно, одна из причин распада СССР – это несовместимое сочетание героизма одних и необоснованного потребления других?
Но есть и положительный повод задуматься, вспомнить американскую, кажется, поговорку: «Не бьют только мёртвую собаку». Если по нашему советскому прошлому бьют, значит что-то там ещё живо. Что-то дышит там ещё такое, что не даёт покоя тем, кто СССР разрушал. Вот только ЧТО?