ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОККУЛЬТИЗМ, МИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ?

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Выступление на законодательном семинаре

Нравится нам или нет, но оккультизм, мистика, экстрасенсы и т.п. прочно «прописались» в нашей жизни. Вопрос состоит в том, как к этому относиться? Бороться с этим или наоборот поощрять? Не замечать не получается, поскольку эти явления активно взаимодействуют с другими социальными явлениями. Здесь очень много различных аспектов. Мы хотели бы затронуть аспект мировоззренческий.

 

Мы сталкиваемся с этим буквально с рождения. Здесь присутствуют матери и наверняка в их жизни есть опыт общения с «бабками», когда болезни младенцев лечились некими старушками, живущими, как правило где-то на выселках. Информация о них распространяется исключительно по «сарафанному радио». Как правило, они не настаивают на вознаграждении, но и не отказываются. Со старшей дочерью мы у такой бабушки устраняли пупочную грыжу – он её как-то «выгрызала». Кроме того была устранена так называемая «кочевряжка», когда ребенок крутился непонятным образом. Жена научилась приговорам, чтобы лучше шло молоко, ну и само собой от «сглаза» и «порчи». Цена вопроса составила, помнится, мешочек крупы, какие-то конфеты. Тот, кто нам рекомендовал эту бабушку, предупредил, чтобы денег не давали. Было ощущение, что все эти непонятные ритуалы и манипуляции не повредили, а вроде даже и помогли. Мы, в общем, шли по рекомендации моего товарища, который буквально за два месяца перед нами у этой бабушки лечил собственную дочь. Однако, кое-какие опасения всё-таки имели место.

Это довольно безобидный вариант. Но и он порождает вопросы. Самим фактом обращения к этой бабуле мы показали свою веру в то, что она может помочь. Не официальная медицина, а именно бабушка. В советские времена со знахарями боролись. До жестких репрессий, в общем, не доходило, но на уровне пропаганды действовали достаточно активно. Навскидку можно припомнить короткометражку «Чудотворец из Бурылево», где разоблачалась группа мошенников. Или польский фильм «Знахарь», где под личиной мощного знахаря скрывался потерявший память высококлассный хирург – врач-профессионал, а не лекарь-самоучка. И одной из причин такой борьбы было стремление добиться в людях единства мировоззрения. В постперестроечные годы с за мировоззрением никто не следил, но разного рода мистика все-таки внесла свой вклад в общий хаос.

Тогда же в 1990-е мне пришлось заниматься торговлей аудиокассетами. Мы с приятелем заняли нишу классической музыки и нашли достаточно крупный рынок среди последователей секты, - будем называть вещи своими именами, - «Радастея»[1], которую возглавляла известная в Челябинской области Евдокия Марченко. Содержание её текстов – предмет отдельного разговора, точнее говорить там, в принципе, не о чем. Я же остановлюсь на одном эпизоде, который меня буквально потряс.

Пока сектанты в актовом зале одного из ДК Миасса внимали «гуру», мы пережидали в фойе. Рядом бегали дети. И вдруг я услышал детский крик. Кричал мальчик 4-5 лет. Мы побежали на крик. Оказывается мальчик уронил на ногу бетонную плитку. Даже невооруженным глазом был виден перелом костей ступни: огромная гематома и неестественное положение пальцев. Первое, что мы сделали – это принялись искать мать. Кое-как мы вытащили её из душного зала. Она была в каком-то трансе. На ребенка не реагировала и постоянно порывалась вернуться. Через пару минут мы поняли, что говорить с ней невозможно и сами взяв мальчика на руки побежали в травматологию. Когда вернулись – мать уже вернулась в разум и даже поблагодарила нас.

Но этот эпизод, когда буквально отключился материнский инстинкт, в моей памяти остался навсегда. Так что проблема есть и немалая и не просто на уровне мировоззрения, но на уровне самой Жизни.

В отношении этой секты хотелось бы затронуть еще один аспект, который касается вопросов безопасности государства. Среди последователей Марченко было много работников ГРЦ имени Макеева[2]. Она сама, кстати, когда-то там работала, не особо, впрочем, выделяясь. У людей, которые делают оружие, всегда есть комплекс, что они производят смерть. Что бы там ни говорили, но запрет на убийство себе подобных прочно сидит в нашем сознании. В советские времена этот комплекс снимался лекциями политинформаторов о «враждебном империалистическом окружении» и исконными понятиями патриотизма, защиты Отечества.

А теперь давайте представим, что у разработчика ракет появляется второй мировоззренческий центр. Читай - центр управления. Что он сделает под влиянием текстов Марченко? – Вопрос открытый и очень серьезный.

Таким образом, оккультизм, мистика представляют собой социальную проблему, которую нужно учесть при разработке нормативно-правовых документов.



[1] Там есть еще название вроде «Академии Солнца» и т.п.

[2] Сейчас не секрет, что ГРЦ занимался разработкой ракет подводного базирования.