СТРАННЫЙ КАРТ-БЛАНШ СТАЛИНА ЧАСТНОМУ БИЗНЕСУ

Печать

Автор: А.В, Болдырев Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Чем больше присматриваешься к сталинскому времени, тем становится интереснее. Как будто открываешь новую страну, настолько открывающаяся реальность не совпадает с историей, которую нам преподавали в школе. Причем открытия делаются зачастую там, где меньше всего ожидаешь. Когда речь зашла о производственных артелях того времени, мне почти сразу вспомнился фильм «Парень из тайги», снятый режиссерами Ольгой Преображенской и Ивана Правова и вышедший на экраны страны 12 мая 1941-го. (На дату выхода мы обратим внимание отдельно. Интересная дата.)
Сюжет фильма, в общем, не хитрый и выдержан в духе времени. Степан Потанин - сын авторитетного старателя Федора Потанина, поссорившись с отцом, приходит работать на шахту. Там становится передовиком; влюбляется в «инженершу», та, вроде бы отвечает взаимностью; но став жертвой интриги завистника, вынужден вернуться в тайгу. В конце концов, справедливость торжествует. Сын возвращается на шахту «ворочать большие дела» и к своей «инженерше». Отец, сопровождаемый напутственным словом начальника прииска уходит в тайгу на промысел искать свой «фарт». Все счастливы.
Мы же остановимся не на сюжете, а на деталях, которые бросаются в глаза. Начнем с того, что с точки зрения любого, кто знаком с правилами оборота драгметаллов, фильм крамольный. По улицам совершенно свободно ходят люди с десятками граммов неучтенного самородного золота в карманах. В сцене знакомства с руководством шахты Степан Потанин совершенно спокойно достает из кармана самородок, и никто из официальных лиц не задает ему вопрос «откуда?», никто не вызывает милицию. Фильм начинается со сцены гулянки старателей. Видно, что люди «спускают» немалые деньги. А ведь это не НЭП, это начало 1940-х. Наконец, в финале картины мы присутствуем при чуть ли не братании официального лица – руководителя прииска и частника-старателя.
То есть в фильме однозначно разрешено заниматься частным предпринимательством, разрешено иметь при себе как золото, так и крупные денежные суммы и совершенно легально их тратить. Можно дискутировать относительно достоверности отражения действительность в советском кино, но в точности воспроизведения указаний советского руководства киностудией «Мосфильм» сомневаться не приходится.
Однако есть рамки, в которых «разрешено». Удачливый старатель Федор Потанин сдает добытое золото исключительно государству. Настроен патриотически и «идеологически близок» - красный партизан, защищал страну от японцев и белогвардейцев. О разведанном крупном месторождении сообщает государству. Сын (наследник) Степан идет по пути союза с государством (установка на работу на госпредприятии и одобренный отцом брак с главным инженером шахты, на которой работает).
Есть еще детали, которых нет, но ожидались. А именно нет ни одного портрета Сталина[1], ни одного портрета Ленина. Имена Ленина и Сталина не упоминаются ни разу. Партия упоминается и даже присутствует в лице приехавшего на прииск партийного руководителя. Но тот приехал не «руководить и направлять», а скорее советовать. Не как авторитарный руководитель, но как мудрый старший товарищ.
Посыл фильма очевиден: работать на себя разрешено, но при условии сдачи добытого золота государству, а значит и по государственным ценам, информировании о разведанных месторождениях и стратегической установки на союз с государством. Идеологией давить не будем. Проверять и присматривать – будем, но не жестко.
 
Зададимся вопросом, зачем через мощнейшее СМИ, каким являлась советская киносеть, провозглашать на весь Союз такие серьезные отступления от советской идеологии? В своих работах и Энгельс («Антидюринг» ) и Ленин («Государство и революция») прямо указывали на государственную собственность как переход к «общенародной», не так давно свернули НЭП, с трудом коллективизировали сельское хозяйство, а в фильме прямо благословляется частное предпринимательство, хоть и под прикрытием артели[2].
Давайте вернемся в финал фильма и поставим себя на место руководителя прииска, как официального представителя государственной золотодобычи. Есть план по добыче, который постоянно повышают. Есть если не план, то жесткая установка на разведку новых месторождений. Для геологоразведки нужны кадры, нужны средства, неизбежны потери, затраты впустую – золото встречается не на каждом шагу, даже в самых золотоносных краях. Экспедицию надо организовывать, проводить по документам, платить зарплату вне зависимости от результата, в случае удачи – учитывать и охранять золото. А тут на глазах мужички сами организовываются, за свой счет снаряжаются, сами, по своим понятиям, делят заработанное, и сами терпят убытки в случае не удачи. При этом готовы сдавать добытое по твердым ценам. От государства требуется только не мешать, да похлопать по плечу – и всё. Разве не выгодно? Ну, снимут они золото, которое легко взять, дальше-то так и так нужна техника, нужны промышленные способы добычи. Всё равно получается проще и выгоднее, чем организовывать разведку и первоначальную разработку в рамках государства. А мужики пойдут дальше искать в тайге месторождения.
Есть, конечно, вариант, что старатели не захотят сдавать золото государству, а попытаются найти более выгодные, но криминальные пути сбыта, а то и вообще пойдут сдавать золото в Манчжурию, где, кстати, русских хватало, например, бежавших из страны белогвардейцев или бывших работников КВЖД. Но тут уже вопросы регулирования цен, работы НКВД и погранслужбы.
 
Теперь о дате выхода на экраны СССР. 12 мая 1941-го. А буквально за неделю до этого, 6 мая И.В. Сталин был назначен Председателем СНК, то есть обрел официальную исполнительную власть. С этого момента он официально руководил и официально отвечал за всё происходившее в стране. Известно, что Сталин прекрасно понимал, какое из искусств «является для нас важнейшим» и просматривал все фильмы, выходившие в нашей стране и фильм, только что вышедший на «Мосфильме», однозначно пошел в прокат если не с его прямого указания, то с ведома - точно. И мы можем однозначно считать фильм сталинским «карт-бланшем» частному предпринимательству. Неким «манифестом» нового правителя страны.
 
В заключение отмечу, что во время обсуждения темы артелей в соцсетях, мне показали[3] ссылку на публикацию[4], из которой следует, что общая добыча золота в 1941-м году составила 174,1 т, в том числе артелями, читай частниками, было добыто 40 т, то есть 23%, и мы можем говорить о реальной многоукладности в золотой отрасли в середине прошлого века.
Есть основания для подобных выводов и для других отраслей экономики СССР. Ну да не будем торопиться.
 
Автор в Facebook: www.facebook.com/boldirew
Автор в ОК: https://ok.ru/profile/54566080928
Книги автора можно приобрести здесь: www.tao-books.tiu.ru
 

[1] И это в разгар «Культа Личности», если верить либералам.

[2] Предвижу возгласы оппонентов, что артель – это не частник. Ну да, это не частник, это несколько объединившихся частников. Но не это важно. Артель – это НЕ государственная собственность. Кроме того, старательские артели даже не коллективизировали, чтобы хотя бы в такой форме подчинить государству.

[3] Пользователь под ником «Антон Евгеньевич» в «Одноклассниках».

[4] https://zolotodb.ru/articles/other/history/10077