ЭКСПЕРТЫ КЛУБА ЗНАКОМЯТСЯ С ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ ПРОЕКТОМ «ФОНДА СТРОГАНОФФ» В БИЛИМБАЕ

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛ

Эксперты Уральского отделения Изборского Клуба прибыли в Билимбай, чтобы поближе познакомиться с деятельностью «Фонда Строганофф». И не были разочарованы.
В созданном усилиями фонда краеведческом музее поселка Билимбай нас встретил председатель совета фонда Могила Станислав Павлович. Он же провел для нас экскурсию.
Откровенно говоря, мы были впечатлены. В поселке было и есть невероятно много интересного. Начиная от изделий местных мастеров и заканчивая тем, что поселок имеет прямое отношение к космической отрасли нашей Родины, но давайте по порядку.
Буквально на входе посетителей музея встречают глиняные миниатюры, выполненные Медведевой Галиной Ивановной. Именно миниатюры, поделками назвать это как-то не совсем уместно. Настолько детально, буквально ювелирно они проработаны.
В конце XIX века на Билимбайском чугунолитейном заводе побывал Дмитрий Иванович Менделеев, о чем, кстати, свидетельствует отдельный раздел в изданном под его редакцией в 1899-м году сборник «Уральская железная промышленность». Всемирно известный химик, автор Периодической таблицы проработал здесь три дня и был впечатлен тем, как ведутся дела на заводе. По качеству выплавляемого металла Билимбайский завод входил в пятерку лучших заводов России. В отличие от Демидовых, Строгановы вели дела по ресурсному принципу. Да, лес вырубался для изготовления древесного угля, но тут же участки засаживались новым лесом. Один из таких участков – местная достопримечательность сосновая роща «Могилица», где все деревья посажены искусственно, а часть – лично Менделеевым. Кстати и местные сосны были высоко оценены. Прямые, высотой до 12 метров, без сучков на большой протяженности. Практически готовые стеньги для мачт парусных судов.
Во времена Менделеева Строгановский завод уже отличался тем, что сейчас принято называть социально ориентированным бизнесом. В поселке действовали школы, земские училища, аптеки. Был свой театр, здание которого, хоть и изрядно пострадало от времени и происходивших событий, но все еще стоит. Особенно наш гид обратил внимание на Свято-Троицкий храм, который стоит как раз напротив музея, к слову, музей размещен в бывшем доме священника, а через улицу – бывший дом управляющего заводом. Но вернемся к храму. Оказывается, он построен по проекту Андрея Никифоровича Воронихина, того самого, что построил Казанский собор (в честь иконы Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге. Что не удивительно. Архитектор до 1785-го года был крепостным Строгановых – владельцев Белимбайского завода и всю жизнь прожил рядом со Строгановыми. Даже сейчас, без купола и колокольни храм выглядит впечатляюще. Станислав Павлович сообщил нам, что храм рассчитан на 3000 человек, даже в Екатеринбурге нет таких, больше только Троицкий собор в Верхотурье. Население поселка в то время составляло 1500 человек. Строгановы явно всерьез обосновывались на Урале и планировали развиваться.
А мы идем дальше. Перед нами изделия чугунолитейщиков. Оказывается художественным литьем здесь занимались задолго до известных на весь мир Каслей. Вот «страховой полис» конца XIXвека. Он был железным в буквальном смысле слова и представлял собой стальную пластину с соответствующей надписью. Она крепилась на здание и в случае пожара пожарные тушили в первую очередь эти дома.
Особое место в экспозиции музея отведено времени Великой Отечественной войны. Здесь в поселке работали люди, которые потом составили славу отечественной авиации и космонавтики. Здесь размещалось КБ Болховитинова, где работали Березняк и Исаев – создатели первого в мире боевого реактивного самолета БИ-1, полноразмерный макет которого стоит рядом с музеем. Здесь работали будущие вертолетостроители, а тогда специалисты по автожирам Миль и Камов. Двигателист Архип Люлька на его турбореактивных двигателях летала почти вся после военная советская авиация. Еще тогда он говорил разработчикам БИ-1: «Зачем оксилитель, - азотную кислоту, которая трубки разъедает, с собой возить? Надо его из воздуха брать». Пилюгин, Мишин и многие еще, кто создавал отечественные космонавтику и ракетостроение. В экспозиции представлены личные вещи Григория Бахчиванджи – пилота БИ-1. Есть много свидетельств, что Юрий Гагарин как-то сказал: «Без полетов БИ-1, возможно не было бы и 12 апреля 1961-го». И хотя документальных свидетельств пока не найдено, с точки зрения техники и логики развития реактивной и ракетной техники эти слова обоснованы.
Отдельный зал в музее посвящен живописи уральских художников. Геннадий Шуршин «Село Чусовое», «Сплав металла по Чусовой», где в правом верхнем углу на фоне уральской тайги изображен портрет Гарина-Михайловского. Собрание полотен впечатляет своим высоким уровнем.
Откровенно говоря, я был впечатлен объемом работы, проделанной «Фондом «Строганофф». Видно, что люди не просто работают, а живут своим делом.
Встреча экспертов Уральского отделения Изборского Клуба и «Фонда «Строганофф» продолжилась за чашкой чая, где был представлен руководитель Уральского отделения Клуба Илья Тыщенко и обсудились перспективы взаимодействия и возможные совместные проекты.

Уже на обратном пути, проезжая через Первруральск, мы остановились у Инновационного культурного центра, где реализован еще один проект "Фонда Строганофф". В честь 55-летия прорыва человека в космос был изготовлен и установлен макет в натуральную величину космического корабля "Восток-1", на котором Юрий Гагарин совершил первый космический полет.