ИСКУССТВО КАК ЗОНА РИСКОВАННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

Печать

Автор: Ознобихин С.Ф. Категория: Экспертный Кодекс

Художественный рынок требует произведения искусства, ценность и подлинность которых подтверждена. И ответ на эти вопросы должны дать предоставить люди, в силу обстоятельств выделившиеся в некую касту экспертов. Что же такое экспертиза и кто такой эксперт?

В словаре Ожегова эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса.

Экспертиза – рассмотрение какого- либо вопроса экспертом для дачи заключения. Итак, в нашем случае, экспертиза художественная – это вид деятельности, направленный на выявление соответствия произведений искусства данным , которые предоставил заказчик. Эксперты определяют, исследуют произведение искусства на предмет его подлинности, соответствия времени создания заявленному, принадлежности руке того или иного автора. Итог работы эксперта – экспертное заключение, подтверждающее или отрицающее подлинность картины, вазы, иконы, ювелирных изделий и т.д. Суть занятий эксперта идентификация и установление статуса произведения искусства, накопление первичных знаний о нём.

 Экспертиза должна в оптимальный срок дать на эти вопросы свой ответ. Промедление задевает интересы покупателя. Именно поэтому экспертиза становится первым оперативным этапом в изучении предмета искусства, востребованного рынком. Эксперт может ошибаться. Но весь вопрос в том, как часто. Именно от этого зависит его авторитет. Специалисты иногда оспаривают некоторые выводы выдающихся экспертов, историков искусства. Но поколебался ли авторитет этих экспертов? Конечно нет. Ведь качественный результат их большой работы положителен, а количество ошибок, точнее заблуждений бесконечно мало.

 Кто же такой эксперт? Опытный специалист. Но опыт его не только академический. Это и опыт практической деятельности. Не столько в стенах музея, сколько в повседневном общении с живым движением художественной массы на рынке и в коллекциях. Он должен обладать кроме академических знаний такими невоспитываемыми свойствами как интуиция, чувство подлинности, особое видение арт-предмета. Эксперт должен отличаться широтой художественного взгляда, так как его задачей является ввести в новую жизнь произведение искусства, дать ему шанс выжить и не затеряться среди других. Эксперт, декларирующий себя специалистом в узкой области искусства, вряд ли полезен в повседневной работе с потоком самых разнообразных вещей. Понятно, что нельзя знать всё. Экспертом нельзя назначить, экспертом можно быть. По-видимому, эта деятельность является сугубо индивидуальным проявлением.

 Какими бывают экспертизы? Вариантов много. Выбирает заказчик. Наиболее распространённым является принятие мнения специалиста, доктора наук, к примеру, основанное на его личном авторитете в данной области. Такие экспертизы предпочитают государственные организации. Но сегодня наиболее перспективными являются комплексная экспертиза, включающая в себя и искусствоведческие данные и технологические.

 В первой части наиболее важно знание специалиста об основных процессах развития искусства., стилевых особенностях, школах. Помимо этого работа эксперта состоит в необходимости накапливать материал о явлениях искусства, составляющих не элитный, а основной пласт культуры, то есть иметь представление о широкой культурной среде. С этим связано и умение отказываться от мышления категориями эталонности, идеальности по отношению к произведению, что широко развито в музейном мире. Одним из важных методологических принципов в экспертизе должно быть непредвзятое отношение к исследуемому предмету. В основе должно быть не отрицание предмета. Яркий пример крайнего отрицания отношение к некоторым работам художников и литераторов во времена Никиты Хрущёва.

 Технологическая экспертиза, включая химанализ, является документальной частью исследования. Она должна подтвердить и уточнить искусствоведческое знание в большей или меньшей степени субъективное. Материалы технологического исследования произведения беспристрастны в момент их фиксации. Далее настаёт процесс их интерпретации, который, как ни странно, может незаметно лишить их объективности и поставить под вопрос общий результат, конечный вывод. Причиной необъективности и ошибки технологической экспертизы могут быть следующие факторы: - недостаточность материала для анализа, неполнота научного знания о свойствах материала во времени., расхождение сведений из литературных источников и практики по части рецептурных приготовлений художественных материалов, несовершенство аппаратуры. Поэтому невозможно говорить о безоговорочной объективности какой-либо из частей - художественной или технологической экспертного исследования. Главное, чтобы исследование шло впереди концепции. Только накопив достаточно материала, можно, можно проверить его в сопоставлении с версией.

 Полноценным оформлением результата экспертизы может быть заключение. Выдача заключения – это и ответственность и преимущества для эксперта. Единственное, что проверяет репутацию эксперта – письменное и обстоятельное изложение результатов исследования и своей аргументации в пользу того или иного определения. Другая сторона состоит в том, что развёрнутое и аргументированное заключение создаёт статус произведения, широко публикует его

 В полноценном экспертном заключении можно выделить ряд общих признаков. Это в первую очередь, формальная система ( авторство, время создания, сюжет и т. Д.) Во-вторых, указание на последовательность и полноту исследования (первичная версия – конечный результат) Далее – система признаков, наиболее полно описывающая произведение (технологические признаки, состояние сохранности и т.д.) В – четвёртых, присутствие более или менее выраженной аргументации собственных выводов)

 Исходя из сказанного, следует определить искусство как зону рискованной экспертизы, поскольку говорить о безоговорочной объективности любого экспертного исследования в этой области невозможно. Тем не менее, экспертиза является основой для определения художественной ценности и рыночной стоимости произведений искусства.