АВТОРСКОЕ ПРАВО В ТРЕНИНГОВОМ БИЗНЕСЕ

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Законопроект о Тренинговом Бизнесе

Тренинги изначально ориентировались на мир активных людей и на мир бизнеса.

Но мир бизнеса очень упорядочен, и там существует авторское право, интеллектуальная собственность и проч. Но подавляющее количество тренеров вообще не понимают этого и пользуются чужими наработками как своими.

Можно задаться вопросом: а ради хорошего дела? Ради того, чтобы дать людям знания?

Это все лирика. Как ни называй мошенничество, оно им останется.

Первая сторона дела – плагиат. Популярные авторы стали страдательными фигурами. Вот как пишут редакторы Норбекова в книжечке «Где зимует Кузькина мать, или как достать миллион решений»: Но у популярности … есть оборотная сторона. Издательская братия принялась штамповать книги от имени, но без поручения Норбекова, зарабатывая себе на жизнь обманом». (Норбеков, астрель, 2004 . С. 7).  

Но то же самое касается и т.н. тренингов. Сколько самозваных учеников злоупотребляют на рынке от имени Норбекова. 

Могу сказать, что в авторском праве нас интересует авторская ответственность. И если с самого автора еще можно спросить, то спросить с того, кто пользуется авторскими разработками, невозможно. Почему?

Дело в том, что используемый автор уже авторитет, то есть как нечто неприкасаемое. Действительно, если автор стал не просто цитируемым лицом, но используемым, то вопросы об его ответственности вроде бы как отпадают – он нужен, он востребован, а значит сама востребованность ответственность и снимает.

Получается, есть два вопроса об ответственности: 1. самого автора и 2. пользователя.  

Вопрос о качестве источника обучения возникает изначально, в особенности, когда сталкиваемся с такими пассами: «Большинство смотрит на звезды через чью-нибудь попу». (Норбеков, там же с. 98). Помимо того, что это избыточное красное словцо, оно ещё и вздорно: оглянитесь вокруг и посмотрите – так ли это. «Зачем поедете на Ниагарский водопад? … Чтобы пописать там или поесть?» (там же, с. 225). Это что, стиль обучения? Кого?

То есть авторское право, предполагая авторскую ответственность, оборачивается сначала на самого автора – с требованием дать качество материала.  

Если авторское право начинается с авторской ответственности, то прежде чем вынести на тренинговый рынок материал, он должен пройти экспертизу – а можно ли это использовать как учебный, тренинговый материал?  

Напомним, что книга на рынке – это одно, учебник – другое. В первом случае человек прочитал – составил мнение, во втором – в тренинге – научился и применил. Уровень ответственности источника разный. Книга, выведенная на тренинговый рынок, отличается по мере ответственности от книги на полке в магазине.

Возьмём книжку Джеффри Фокса «Секреты успеха» (Альпина, 2008 г.). И вот совет: «Если вы хотите стать генеральным директором … перечисляйте идеи. Вы наверняка привлечет внимание директора, и, возможно, будете отмечены как инициативный, творческий, преданный компании сотрудник» (с.. 24-25).   

Замечательный совет. Если прочитать, то можно улыбнуться. Но если это вдалбливать в голову, то можно сломать судьбу этому человеку. Ведь для того, чтобы подавать идеи руководству, нужно, чтобы эти идеи были разработанными – а это уже научная квалификация (есть ли она?), далее, не знаю никого, кто пользовался бы этим методом, потому что идеи – это как правило, метод исправления недостатков, который касается других сотрудников, самого босса – что в конечном итоге будет напоминать стукачество и вызовет реакцию. В любом деле на новые идеи есть квота, даже если не все ладится. Если постоянно осваивать новое – некогда будет зарабатывать. И вообще фонтанирование идеями вместо работы приводит к увольнению скорее, чем думается.    

При прочтении эта очевидность заставляет закрыть книжку за ненадобностью. Но в тренинге человек обязан исполнить эту глупость и научиться бомбардировать начальство идеями – вне зависимости от их продуманности. А так как Фокс говорит «Приберегите аргументы и доводы», то может возникнуть ситуация вполне неприятная: Директор вызовет и скажет: идея хорошая – реализуйте. А вы не готовы, всё только на уровне проблеска в голове! Вы «поплыли». Вот и прекрасный повод вас уволить за блеф.  

Иначе говоря, требования к источникам на тренинговом рынке увеличивается, что и есть смысл учесть в Законе о тренинговом рынке.